55.698799
37.541036

Заброшенная подземная лаборатория НИИ Ядерной Физики МГУ

В советское время наука развивалась невероятными темпами. Одно открытие сменялось другим, не менее значимым. А человеческие тяга и жадность к знаниям вместе с этим только росли. Так в нашей стране появилось бесчисленное количество НИИ — Научно Исследовательских Институтов. Некоторые из них функционируют и поныне, некоторые давно стерты с лица земли, а некоторые — оставлены на произвол судьбы вместе со всем оборудованием.
Сегодня речь пойдет не о самом НИИ, так как к числу брошенных он явно не относится, а о некогда функционирующей лаборатории под этим НИИ. Причем не просто под ним, а на глубине 45 метров!

Глубина залегания: — 45 метров
Род исследований: Ядерная Физика

Для начала давайте с вами разберемся как все это выглядит. Существует некое здание, в которое можно попасть. В подвале этого здания находится неприметная деревянная дверка, а за ней — 45 метров людского ходка под землю. Вот как это выглядит схематически (пропорции сохранены):

Само место уникально собой, так как в наше время подобные глубинные лаборатории можно пересчитать по пальцам. В отличии от самих НИИ — их действительно очень мало. Мне известно всего 3 подобных лаборатории, считая эту (не имеющие связи с метрополитеном). И даже если существуют другие глубинные лаборатории, найти их нереально сложно! Причины тому: научная гонка и дух советской тайны. Во времена СССР подобной глубины сооружения строились под грифом «секретно», а любые признаки того, что под землей находится лаборатория, тщательно маскировались, либо их не было вовсе. Например, данные сооружения не имели никакой системы вентиляции, а ствол в таких лабораториях находился в подвале здания так, что само здание как бы «маскирует» лабораторию. Поэтому, функция здания, выдаваемая за действительную, как правило порядком отличается от его реальной функции. Более того, на практике встречался случай, когда вскрытый в, казалось бы, обычном сарае пол «обнажал» под собой многочисленные пролеты людского ходка в стволе.

Итак, как все происходило:

Три человека разного телосложения еще раз окинули пренебрежительным взглядом небольшое здание перед собой.

— Ты уверен, что здесь?
— В том то и дело, что не уверен! Я только предположил, что она тут. Знаешь сколько в Москве НИИ?!

НИИ в Москве действительно немерено, но выбор пал именно на этот. Трое стояли вплотную друг к дружке и смотрели сквозь окно на главный холл. Многообещающе: перед входной дверью то и дело появлялся мужчина средних лет, проходил мимо, растворялся где — то в коридоре. Главное, думали мы, попасть на лестницу. И чтобы нас при этом не заметили. Остальное получится само собой.
Мы решили выждать время, чтобы люди в здании прилегли поспать. Полночь. Час ночи. Два часа ночи. Три…
В три часа ночи в здании института заиграла музыка.

— Они что, ненормальные?
— Какого эти ученые до сих пор не спят?!

В четыре часа утра все устаканилось, погас свет. Было решено действовать.
И вот трое уже лезут на крышу, через которую планировалось проникать внутрь. Пара ловких движений, и они уже внутри здания. Остается только спуститься в подвал.

В подвале здания и находится ствол (тоннель, уходящий вертикально вниз на глубину порядка 45-и метров, где и располагается блок лаборатории).

Строительство осуществлялось метростроем еще в 45-х годах. Сперва был вырыт сам ствол, после чего рыли блок лаборатории и укрепляли его тюбингами.

Нам же в свое время остается только спуститься вниз.
По мере спуска ощущается, что лаборатория действительно заброшена. Новые, свежевыкрашенные лестничные пролеты сменяются старыми проржавевшими. Стены трескаются, видны следы грунтовых вод.

По левую сторону, за сеткой — лифтовая шахта. Гораздо приятнее и удобнее было бы спуститься в лабораторию на лифте, но мы решили не нервировать людей сверху. И правильно, ведь когда наша небольшая компания уже почти достигла дна ствола, сверху доносились глухие шаги и голоса.

Слева — лестница, справа — двери того самого лифта. За спиной — деревянные двустворчатые двери, за которыми и находится сам блок лаборатории.
А вот и он:

Предбанник.

Вид из предбанника назад, в сторону деревянных дверей:

Выходим из предбанника в основное помещение:

Половину помещения здесь занимают электрооборудование (в частности щитовые, освещение) и дренажно — насосные системы для откачки грунтовых вод, являющихся вечной проблемой подобных сооружений.

Другую же половину, как это может показаться на первый взгляд, занимает абсолютно бесполезный каркас из металлических балок, сваренных между собой.
На самом деле эта конструкция несет в себе определенный смысл.

Отвечаю на вопрос: «Так чем же все таки занимались советские ученые на глубине 45 метров под землей?» — Ядерной физикой космических лучей. А конкретно, исследованием их спектра.
Мне, как человеку, далекому от физики, если быть честным, тяжело представить как пучок космической энергии проходит сквозь здание, затем сквозь 45-и метровую толщу породы и, достигая мишени, на что-то там распадается, но по всей видимости такое действительно происходило.
Металлические балки здесь служат «полками» для брикетов свинца и железа, проходя через которые пучок излучения во что — то там преобразуется.
Все эту хитровыдуманную конструкцию ученые называют «Ионизационный калориметр»

Схема ионизационного калориметра в сочетании с ядерными фотоэмульсиями:

1 — мишень, в которой происходит взаимодействие космической частицы с ядрами, приводящее к появлению g-квантов высоких энергий.
2 — слои свинца, в которых g-излучение порождает электронно-фотонные каскады.
3 — фотоэмульсии, регистрирующие треки заряженных частиц.
4 — слои железа, тормозящие заряженные частицы.
5 — импульсные ионизационные камеры.

Более подробно с физикой высоких энергий вы можете ознакомиться на тематических ресурсах, а мы продолжим прогулку.
Если не всматриваться, в глаза не бросается какое количество брикетов металлов имеется в запасе лаборатории. Но давайте приглядимся — они всюду.
Рыжее, перед калориметром — это не плитка. Слева — аналогично. В несколько слоев брикеты также лежат и на полках калориметра. Их действительно ОЧЕНЬ много.

За стеной главного помещения находится продолжение блока, небольшая комнатка, куда отводится вентиляция с поверхности, а также в которой стоял компьютер.

Слева — кусок вентиляционной вытяжки, прямо — обшивка блока.

Вернемся к главному помещению лаборатории и поднимемся прямиком на калориметр. Туда, где должна располагаться «мишень».

В лаборатории мы пробыли несколько часов, финальный кадр и направляемся на выход.

Когда мы вылезли из лаборатории, было около 6-и утра, едва начинало светать. На улице моросил дождь. Весьма необычное ощущение, когда проводишь много времени глубоко под землей, а затем выбираешься на поверхность. Почему то со всего походу в данную лабораторию особенно запомнилось именно то, как моросило, когда мы наконец выбрались. Созерцая капли сквозь сумеречный мрак, наша скромная команда направилась к вечному огню, чтобы согреться и переждать дождь.

PS: в здании наверху находятся совершенно непонятные люди. Насколько мне известно, само здание строилось для комплексной работы с лабораторией, сейчас там тоже ведется научная деятельность, но достаточно вялая.
Однако это не мешает сотрудникам ложиться спать в ночь с субботы на воскресенье в 4 утра, а вставать в 6 утра. Включать громкую музыку, так, что доносится до лаборатории и обретать гармонию с наукой…

Спасибо за проявленный интерес к моим постам!

Поделиться на 1ТП1Ц
Поделиться на 1ТП1Ц
Поделиться на 1ТП1Ц
Поделиться на 1ТП1Ц
Поделиться на 1ТП1Ц
Поделиться на 1ТП1Ц

Один ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *