55.791991
37.533035

Макетный цех авиазавода

Цех, про которых неизвестно практически ничего — ни фотографий, ни описания. Очень долго мы вынашивали мысль оказаться там. Было непонятно что ожидать от этого места, отсюда и вопросы: стоит ли вообще туда лезть? Однако романтика и любопытство взяли верх над здравой логикой, и вот, двое уже давно знакомых ребят, в сумерках штурмуют забор и лезут на крышу здания.

До последнего момента мы не ожидали увидеть здесь что-то примечательное. Даже когда уже находились внутри цеха. Ночью в таких местах особо ничего не разглядишь, а светить фонариком – не всегда хорошая затея. Поэтому мы стали ходить между производственными рядами и пытаться понять, где же мы оказались.

Цех почти полностью был заставлен столами для деревообработки и какими-то непонятными ящиками.

Мы уже было начали расстраиваться, что ничего интересного тут не найдем, как вдруг, в углу цеха, мы увидели хвост самолета, вальяжно возвышающийся над забором! На хвосте был советский флаг!

Поняв, что удача нас не оставила, а утро будет интересным, мы ушли досыпать прямо в салон самолета, сдвинув сидения для пассажиров так, чтобы можно было лечь.

Итак, макетный цех авиазавода во всей своей красе:

Давайте по традиции начнем не с самых интересных окрестностей цеха и перейдем – к самым.

Цех условно можно разделить на три части. Первая – все необходимое для работы с деревом: от рабочих столов с ручным инструментом до массивных сверлильных и фрезерных станков. Вторая часть – сами макеты, большая часть из которых здесь и была построена. Вполне возможно, что огромный 1:1 макет ИЛ-114 был произведен в этом самом цеху в далекие советские. Третья часть – как раз этот самый ИЛ-114, он достоин отдельного повествования.

Часть 1. Деревообработка.

Эстетически богатый сверлильный станок с кучей рычагов и плюшек:

Панель управления этим космическим устройством:

Сверлильный станок попроще:

А это станок-лобзик. Впервые такое вижу!

Вот он, поближе:

В примыкающем к основному цеху помещении есть еще станки. Насколько я понимаю, в основном цеху проводились более точные работы с деревом, а в примыкающем помещении – его первичная обработка.

Здесь можно обнаружить еще один станок-лобзик:

Вот это похоже на большой рейсмусовый станок, но могу ошибаться:

Циркулярный станок:

Фрезерный станок:

Все станки укомплектованы пылесосами и урнами, и вообще во всех рабочих помещениях поддерживается очень строгий порядок!

Хотя в некоторых уголках этот порядок все-таки «рабочий».

Здесь же расположились столы для работы с ручным инструментом и маленькими деталями:

Здесь клеят, пилят, шлифуют и вырезают разные элементы макетов.

Деревянные заготовки:

И еще столы:

Струбцины:

Помимо деревообработки в цеху есть скромный уголок металлообработки. В основном он был обустроен, скорее всего, для работы со скобяными изделиями и прочими крепежами для деревянных конструкций.

А также имеется пресс для склейки деталей и вот такая конструкция из корпусных струбцин:

Пресс выглядит очень мощно:

Особенно вблизи.

А корпусные струбцины (ваймы) видимо так часто ломаются, что для сломанных сооружен отдельный стеллаж.

Помимо станков и оборудования в цеху есть две машины, без которых ну никак не обойтись. Первая, разумеется, грузовая. Она прямо таки во всех смыслах первая:

А вторая, как вы думаете? Конечно же уборочная, ведь это цех в котором работают с деревом, а от него при обработке очень много опилок.

Итак, мы закончили с первой частью повествования и плавно переходим ко второй.

Часть 2. Макеты.

Цех не был бы таким интересным, если бы не куча деревянных самолетиков, раскиданных повсюду.

А их здесь огромное разнообразие. Этап производства макетов очень важен в авиастроении — на небольшие модели самолетов тратится не так много денег, как на полноразмерные машины, но при этом макет обладает примерно теми же аэродинамическими характеристиками, что и рабочий самолёт. Это позволяет провести ряд испытаний и выявить грубые ошибки на ранних этапах проектирования.

В цеху можно найти как небольшие деревянные болванки без всяких изысков, так и дорогие, продуманные до самых мелочей, макеты самолетов.

Турбины:

Болванки без изысков:

Несмотря на состояние перманентной консервации цеха, само предприятие активно занимается модернизацией уже используемых самолетов. Поэтому вспоминают про макетный цех редко, но метко. На этапе макетного производства здесь ведутся очень интенсивные работы, но в остальное время — ни души.

Отдельного внимания заслуживают макеты, построенные для предприятия на заказ. Они выглядят совсем как настоящие самолеты и, скорее всего, выполнены с максимальной точностью.

Помимо существующих самолётов, здесь есть и только разрабатываемые машины, например военно-транспортный ИЛ-276.

Забавно, но аббревиатура «МТС», написанная рядом с довольно узнаваемым красным яйцом, первоначально была воспринята совсем не как «Многоцелевой Транспортный Самолёт». Итого: получасовой секс с Гуглом — зачем же телекоммуникационной компании ИЛ с собственным логотипом. В итоге «узнаваемое красное яйцо» оказалось передним выходом из самолёта…

Не знаю — была ли это декоративная задумка, или же она носит какой-то функциональный смысл, но в кабине пилотов у макета 276-го ИЛа разместили интересные модельки военных пилотов.

Следующая картинка почему-то вызывает ассоциации с легендарным отечественным блокбастером «Крутое Пике»:

В рыжих ящиках, раскиданных по всему цеху, хранятся самые навороченные макеты машин.

В местах, где крыло соединяется с фюзеляжем, даже есть какие-то провода (вероятно для имитации работы турбореактивных двигателей или элеронов с закрылками, а может быть это просто декоративная подсветка). Подключать макеты к источнику питания, естественно, мы не стали, так как боялись их нечаянно испортить.

Среди всех машин чаще всего на глаза попадался макет ИЛ-76. Неудивительно — именно эту модель самолёта не так давно модернизировали, поставив на него современные двигатели и полностью обновив авионику. Если раньше управление самолетом осуществлялось при помощи множества приборов, разбросанных по кабине пилотов, то сейчас почти все элементы управления (за исключением резервных) размещены на современных ЖК-дисплеях. Насколько мне удалось понять, это единственные два главных отличия.

Замена элементов управления в кабине (авионики) звучит как что-то простое, однако на деле это очень сложный и трудоемкий процесс, требующий пересмотра едва ли не всех характеристик воздушного судна. Дело в том, что кабеля и провода из кабины пилота идут через весь фюзеляж к крыльям и хвосту, поэтому замена авионики воздушного судна — это не только поменять тумблеры в кабине, это ещё и пересмотреть всю систему проводки и управления, а возможно и доработать основной конструктив самолёта.

Немного крыльев:

Есть в этом цеху и более крупный макет 76-го ИЛа.

Посадочные места под крылья у этого макета как будто смещены ближе к хвосту (либо сам хвост укорочен). Я этого не заметил сразу, но обратил внимание когда обрабатывал фото.

Сами крылья почему-то спрятаны в другом конце цеха, подальше от фюзеляжа самолёта.

Было бы очень интересно взглянуть на этот макет в собранном виде. Но опять же: собирать чужие самолеты — не лучшая идея.

Часть 3. ИЛ-114.

Вы наверняка уже заметили, что на других фотографиях то и дело мелькал огромный самолет, прячущийся за ограждением. Это – тоже макет, только в натуральную величину. И в отличии от всех других макетов, в нем можно погулять внутри.

Использование турбореактивных двигателей в авиации сопряжено с достаточно большими затратами на авиационное топливо. Это делает региональные перелеты на малые расстояния фактически невыгодными для авиакомпаний.

Но как быть людям, живущим в регионах крайнего севера, где зачастую нет иного способа добраться в другой город, кроме как по воздуху? Ответ: турбовинтовые самолёты. И это решение не только для серверных регионов.

В России некоторое время назад была обозначена проблема дефицита региональных авиалайнеров, вследствие чего из одного областного центра в другой многим людям приходилось летать через Москву.

Турбовинтовые машины позволяют сократить расходы авиационного топлива в первую очередь за счёт того, что сами двигатели потребляют меньше, во вторых, турбовинтовые самолёты как правило рассчитаны на перевозку небольшого количества человек. Конкретно ИЛ-114 имеет пассажировместимость: 64 человека.

Макет выполнен из фанеры, о чем, конечно, при беглом взгляде и не скажешь. И снаружи и внутри он выглядит почти как настоящий самолет. Странно только то, что кабина пилотов у него отсутствует, как и второе крыло. На следующем фото хорошо видна фанера в месте, где отсутствует краска:

Первое крыло в общем-то тоже вышло «боком». От крыла здесь только половина:

Зато присутствует другая важная часть: турбина-генератор. Она отвечает за выработку электричества для воздушного судна. А вы знали, что именно она шумит в самолете, когда пассажиры заходят на посадку?

Макет очень пыльный, не убирались здесь давно.

Шасси очень смешные:

А вот двигатель даже похож на настоящий (а может быть он и настоящий?).

Вот он — макет самолета во всей красе:

А мы с вами почувствуем себя пассажирами старого советского лайнера и побываем внутри!

       

Если бы мы проснулись в этом салоне, забыв, как в нем оказались, то совершенно точно не отличили бы его от салона настоящего самолета. Представьте, каким бы удивлением было бы увидеть из илюминатора макетный цех?

Общие планы цеха:

P.S. При посещении данного цеха ни один из макетов не пострадал, все вещи, использованные при съемке, были бережно возвращены на свои места.

На этом все. Спасибо за внимание! Искренне ваши, Unexplored World Team.

Поделиться на 1ТП1Ц
Поделиться на 1ТП1Ц
Поделиться на 1ТП1Ц
Поделиться на 1ТП1Ц
Поделиться на 1ТП1Ц
Поделиться на 1ТП1Ц

Один ответ

  1. Серверные регионы — это где?)

    У большого 76 крылья, вроде в нужном месте; больше похоже на специфику ракурса. На общих планах цеха он уже выглядит обычно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *